Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Nen

Страницы: 1 [2] 3 4
16
Психология личности / Человек без эго
« : Ноября 03, 2017, 11:53:37 pm »
Опишите, пожалуйста, как вы себе представляете человека, который избавился от своего эго.
Прошу не придираться к словам, каждый считает по-разному, как это можно назвать.
Можно сказать, человека, чья сущность стала сильнее его эго.
По Кастанеде это человек, потерявший свою форму.
По религиозным направлениям - это святой.

Есть ли у вас представления о проявлениях, о характере, о манерах такого человека, если есть, то какие?

Задание глубже чем вам покажется на первый взгляд. Это только первый этап.
Второй будет, когда все желающие отпишутся в течение трёх дней.
Для тех, кто не отпишутся до появления второй части, задание не будет иметь должного эффекта

17
1. Выследить, когда появится намерение лечь спать
2. В период между появлением намерения и действием, поработать с намерением на сон.
Это может быть повторение какой-то фразу, например, найти руки во сне, это может быть повторение мантры , любой. Важно отвлечь внимание от материального мира, вписанности в мир.
3. Поработать с фразой до момента перехода в сон, можно продолжить повторять ее уже входя в сон.
4. Отследить, как это влияет

18
Йога / Хатха-йога Прадипика
« : Октября 20, 2017, 09:53:55 pm »
Цитировать
Гармония между положительными и отрицательными силами 
В хатха-йоге существует понятие гармонизации двух разновидностей шакти, или энергии, в человеке, потому что обычно они остаются в несбалансированной и негармонизированной форме. Иногда доминирует праническая шакти, подавляя ментальную шакти, в других случаях доминирующей является ментальная шакти. Вследствие этого дисбаланса либо имеют место физические болезни, либо в большей степени проявляются ментальные заболевания. Когда прана подчинена ментальной шакти, людей влечет к припадкам безумия. Они в большей степени становятся клиентами клиник и приютов для душевнобольных. Это происходит потому, что у них слишком много ментальной шакти и слишком мало уравновешивающей ее пранической шакти. Когда доминирующей является праническая шакти, а ментальная шакти является подчиненной, люди становятся сердитыми, сварливыми, стремятся к войнам, совершают убийства и другие преступления — в общем, склонны к любым видам насилия. Это воздействие несбалансированной пранической шакти.
Поэтому основная идея хатха-йоги — создать гармонию между этими двумя великими силами, известными как ида и пингала. В хатха-йоге прежде всего имеет место очищение всего механизма тела, всего физического комплекса. Вы всегда должны иметь в виду, что тело, разум и дух — это не три различных сущности, а нечто единое. На одном уровне существования вы видите тело. На другом уровне вы воспринимаете это как разум. Никогда не следует рассматривать дух отдельно от тела и тело отдельно от духа. Это единое целое.

19
Энергия в нашем теле движется и течет не зависимо от того, понимаем мы это или нет.

Но в теле каждого из нас существует пять витальных сил, или пять основных энергий (ветров): апана-вайю, самана-вайю, прана-вайю, удана-вайю и вьяна-вайю. Каждая из этих сил имеет большое влияние на весь наш организм в целом и особенно на его тонкие структуры. Давайте попробуем вкратце разобраться в них, помня о том, что главные знания приходят лишь во время собственного опыта!

Апана-вайю
Первая из витальных сил – апана-вайю.
Находится в нижней части нашего тела (ниже пупка, почки, анус, половые органы, толстая и прямая кишки). Энергия напрямую связана со свадхистана чакрой и элементом воды.
Основные функции апана-вайю в нашем организме – выделительные: мочеиспускание, дефикация, оргазм, семяизвержение, удаление газов, выталкивание плода при родах, эрекция и половое желание.
Если апана-вайю недостаточна, то могут возникнуть проблемы с вышеперечисленными функциями. Соответственно работа свадхистана чакры зависит от работы апана-вайю.
Эта энергия особенно активна ночью. Основное свойство апана-вайю – движение вниз. Задача йога – перенаправить движение энергии вверх, соединив ее с энергией праны в области пупка.
Управлять апаной можно с помощью ашвини-мудры, шакти-чалани, мула-бандхи, ваджроли-мудры (сахаджроли-мудры).

Самана-вайю
Самана – энергия огня.  Эта прана активизируется в области пупка и манипура чакры и стимулирует в первую очередь огонь трансформации и пищеварения. Она разжигает тепло физического тела, получая необходимую энергию для организма из пищи, уравновешивая при этом прану и апану.
Активизация самана-вайю происходит между вдохом и выдохом и переживается как вибрация внутри нашего тела.
Область действия самана-вайю: сон без сновидений (сушупти), когда прана и апана растворяются в самана-вайю.
Если этой энергии в теле достаточно, человек испытывает внутреннее тепло, радость, блаженство в теле, уничтожая или «пережигая» нечистоту в каналах, способствует достижению ясности ума и жизненной активности. Если энергия несбалансированна, человек становится вспыльчив и агрессивен, жаден и скуп, ленив и инертен.
Управлять саманой можно с помощью брюшного замка (уддияна-бандха).

Прана-вайю
Местонахождение этой вайю – грудная клетка и анахата-чакра. Прана-вайю отвечает за усвоение праны в организме при дыхании и за жизненную энергию. Прана активна в течение всего дня и постоянно двигается вверх. Практикующему очень важно заставить двигаться прану вниз и соединить ее с апаной в области пупка.
Основные функции праны – поглощение энергии через дыхание. Переживается прана во сне со сновидениями (свапна).
Управлять праной можно с помощью горлового замка (джаландхара бандхи).

Удана-вайю
Именно удана-вайю влияет на наш духовный опыт. С помощью этой праны активизируются органы чувств. Научившись управлять уданой, вы сможете управлять и своими чувствами, а значит, и усвоить пратьяхару.
С помощью удана-вайю мы видим, слышим, ощущаем, чувствуем. Удана-вайю питает ум и стимулирует нашу память.
Местонахождение уданы – в области горла и головы. При хорошо функционирующей удане активизируются вишудха и сахасрара чакры. Таким образом, становятся здоровыми органы, напрямую связанные с этими центрами (гипофиз, щитовидная железа, уши, горло, нос и т.д.).
Удана выполняет функции засыпания и отделяет астральное тело от физического во время смерти (или самадхи).
Благодаря удане открывается центральный канал – сушумна, что позволяет нам переживать самые яркие наши духовные опыты и даже левитацию.
Удана-вайю переживается во сне без сновидений (турья).
Когда удана начинает работать, ее течение чувствуется по всему позвоночнику как блаженное тепло, сияние или внутренний жар. Мысли исчезают. Появляется Божественная пустота, чистое сознание и понимание единства.
Каждый практикующий должен достичь состояния, когда прана и апана сливаются, тогда удана входит в сахасрару через центральный канал и выводит человека за пределы физического мира.
Именно удана доносит прану от самана до вьяны, которая распространяет ее по всему телу.

Вьяна-вайю
Энергия, пронизывающая все тело.
Она как бы является защитной оболочкой всего нашего физического тела. Не имея конкретной локализации, вьяна образует нашу ауру. Именно благодаря этой энергии происходит грамоничное функционирование наших органов и частей тела.
Вьяна «отвечает» за движение энергии по поверхностным каналам всего тела, в которых хранятся питательные вещества для всего организма. С помощью вайю мы дышим через поры, плоть и кости, держим тело прямо и управляем своими движениями. Творческие таланты приходят к людям через вьяна-вайю.
Управляя вьяной, мы можем воздействовать на энергии других людей, как бы «покрывая» их своей аурой.
Во время смерти сознание и чувства перемещаются во вьяна-вайю.
Сияние вайю представляет собой чистое слияние «Я» с Божественной Сущностью во время самадхи.
Благодаря тонкой духовной энергии и свечению (ауре) вьяны, внутренняя энергия человека проявляется на внешнем уровне, т.е. в физическом мире. От того, насколько плотная вьяна-вайю, зависит вторжение на нашу территорию негативных факторов из тонкого мира (сущностей, духов и пр.). То, насколько вьяну-вайю чиста, зависит состояние основных пран и ума. Благодаря вьяну-вайе видящие могут  сказать, какой элемент доминирует в том или ином человеке.
Управлять вьяной можно с помощью силы воли и так называемого «кожного дыхания», т.е. с помощью дыхания через кожу и кости.

http://h-yoga.com.ua/?p=3603

20
Один из механизмов личности - наделять себя и свою деятельность особыми качествами
Тем, что выделяет себя (в своих же глазах) из толпы
Придает особую важность поступкам и целям личности

Видите ли вы такой аспект в себе?
И как он на вас влияет, положительно / отрицательно, дает энергию / забирает?


21
Йога / Бандхи
« : Сентября 20, 2017, 12:16:49 pm »

22
Питание / Питание
« : Сентября 19, 2017, 08:11:42 pm »

23
Юмор / Цитаты, мотиваторы
« : Июня 07, 2017, 11:30:35 am »

24
Йога / Кундалини йога
« : Июня 04, 2017, 07:03:05 pm »

25
Йога / Техники медитации
« : Июня 02, 2017, 10:45:35 am »
Освобождение от последствий любых действий возникает тогда, когда йогин непрерывно пребывает в недвойственном созерцании. Для этого он должен сесть в семичленную позу лотоса или в другую удобную позу и осуществить принцип «трех неподвижностей»: не давать двигаться телу, мышлению и взгляду.

Сидя в позе созерцания, йогин направляет взгляд в пространство прямо перед собой на расстояние вытянутой руки, стараясь расслабиться, «отпустить себя» и поддерживая бдительность, не вспоминая прошлое и не стремясь к чему-либо в будущем.


В момент такого созерцания возникают два вида внимания: первое идет к объекту, второе — к свидетелю, наблюдающему объект, т.е. к «я». Научившись удерживать такое созерцание сидя, йогин тренируется поддерживать его в движении, при ходьбе, стоянии, лежании, еде, работе и разговоре. Тогда, несмотря на восприятие, грубая прана не покидает центральный канал, а взаимодействие с объектами происходит посредством тонкой праны осознавания, которая не оставляет отпечатков в потоке сознания, поскольку она осознается неотделимой от высшего Источника и является его творческой энергией, игрой, украшением.

26
Йога / Праны в йоге
« : Июня 02, 2017, 10:09:14 am »
Учение сиддхов о пранах и нади гласит, что кармическое видение, состояние сознания целиком определяется состоянием праны в человеческом теле. Поскольку различные точки в теле строго связаны с определенными нади, по которым движутся присущие им праны, то, концентрируясь на этих точках, можно активизировать определенные праны, менять кармическое видение, вступать в связь с другими мирами и полностью переходить в них.

Праны - это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике.
Энергия апана — земля, самана — элемент огня, прана — ветер, удана — пространство, вьяна — вода.
Пять основных энергий - пран (ветров) в теле:
~ опускающая энергия - прана (ветер) апана-вайю, связанная с элементом воды;
~ энергия, прана - подобная огню - самана-вайю;
~ энергия, поддерживающая жизнь - прана-вайю, связанная с элементом воздуха;
~ энергия, поднимающая вверх ветер - удана-вайю;
~ вездесущий ветер - вьяна-вайю.



«Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая — эти десять вайю (жизненных потоков) перемещаются во всех нади.
Прана перемещается в ноздрях, горле, пупке, двух больших пальцах ног, в нижних и верхних частях Кундалини. Вьяна перемещается в ухе, глазе, пояснице, лодыжках, носе, горле и ягодицах. Апана перемещается в анусе, гениталиях, бедрах, коленях, желудке, семени, пояснице, икрах, пупке. Удана находится во всех суставах, а также в руках и ногах. Самана пронизывает все части тела, наряду с огнем она обеспечивает распространение в теле принимаемой пищи и жидкости. Она перемещается по семидесяти двум тысячам нади. Огонь вайю, начинающийся с наги, идет к коже, костям и т.д. Находящаяся в пупке прана разделяет находящиеся там пищу и жидкость и порождает расы (соки) и др. Помещая воду над огнем и пищу над водой (или в ней), она идет к апане и наряду с ней раздувает огонь в центре тела.
Огонь, раздуваемый таким образом апаной, постепенно увеличивается в яркости в середине тела. Затем он порождает своим пламенем воду, которая направляется в кишечник праной для разогревания. Огонь с водой заставляет пищу и вышеупомянутые элементы перевариваться до надлежащей степени. Затем прана разделяет их на пот, мочу, воду, кровь, семя, фекалии и т.д. И, наряду с саманой, она переносит сок (или сущность) по всем нади и перемещается в теле в форме дыхания.
Вайю выводит урину, фекалии и т.д. через девять отверстий в теле, которые связаны с внешним воздухом. Функции праны — вдох, выдох и кашель. [Функции] апаны — выведение фекалий и мочи. [Функции] вьяны — [такие действия как] предоставление и взятие. [Функции] уданы — поддержание тела прямым и т.д. [Функции] саманы — питание тела. [Функции] наги — рвота и т.д.; [функции] курмы — движение век; [функции] крикары — вызов чувства голода и т.д.; [функции] девадатты — вызов лени и т.д.; [функции] дхананджаи — порождение мокроты.
Обретя, таким образом полное знание о местопребывании нади и вайю с их функциями, необходимо приступить к очищению нади».
«Шандилья упанишада» (1.15)


Прана и состояние сознания

Люди — в основном существа бодрственного поверхностного сознания. В бодрствовании (джаграт) функции праны активизируют физическое тело, оживляют органы чувств и создают настройку на видимый физический мир.

В состоянии сна со сновидениями (свапна) прана активна в астральном теле, проецируя сновидения и создавая иллюзию реальности, воздействуя на тонкие чувства астрального тела.

В  глубоком сне (сушупти) прана сосредоточена на чистом светящемся сознании «Я»-субъекта, за пределами чувств, в это время поверхностный ум не функционирует.

Прана-вайю и апана-вайю в основном переживаются и доминируют в состоянии бодрствования и во сне.

Самана-вайю переживается и доминирует во сне без сновидений.

Удана-вайю переживается и доминирует в состоянии осознавания за пределами сна без сновидений (турья).

Вьяна-вайю переживается в состоянии трансцендентального единства с Ясным Светом (турьятита).
Функции основных пран
«Жизненные силы тела — это прана (воздух дыхания), апана (воздух прямой кишки), самана (воздух пищеварения), удана (воздух в горле), вьяна (воздух, циркулирующий по телу), нага (воздух отрыжки), курма (воздух моргания), крикара (воздух чихания), девадатта (воздух зевания) и дхананджая.
Прана всегда находится в груди (сердце), апана — в области прямой кишки, самана — в области пупка, удана двигается посредине горла. Вьяна наполняет все тело. Сказано, что пять воздухов, начиная с праны, есть главные».
Махасиддх Горакшанатх
«Горакшашатака» (1.33 — 35)   
«Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти».
Махасиддх Матсиендранатх
«Йогавишая Минанатха» (13)
Роды, оргазм, выделения, которые происходят через мочеиспускательный канал, половые органы — это функция апаны. Накопление энергии - праны связано с функцией праны в груди. Переваривание пищи — функция саманы. Мимика лица, движение в горле — функция удана-вайю. Кровообращение — функция вьяна-вайю.
«Огонь саманы есть высшая форма вьяны, а между ними — образование уданы. То, что поднимает или опускает то, что было выпито и съедено, есть удана».
«Майтри упанишада» часть 2 (6)

Для йогов наиболее важными являются самана-вайю и вьяна-вайю. Эти два ветра связаны с сушумной. Прана-вайю связана с идой. Апана-вайю связана с пингалой. Подъем Кундалини связан с удана-вайю.
Йогин стимулирует самана-вайю за счет объединения прана-вайю и апана-вайю. Когда они смешиваются в области саманы, самана-вайю очищается и пробуждается.
«Контроль над дыханием приносит жизненный нектар
Позволь пране слиться с умом,
и вместе они успокоятся так,
что для них не будет больше ни рождения, ни смерти.
Потому, учись направлять дыхание в потоках,
чередуя левый и правый,
затем вкусишь ты нектар жизни».
Риши Тирумулар «Тирумантирам», тантра 3 (567)

Великой задачей йогина является соединение праны и ума. Такое воссоединение именуется «сиддхи единства праны и ума». Оно достигается, когда прана входит в центральный канал и йогин обретает способность управлять ею силой только осознавания.

Состояние созерцания всегда связано с праной. Пребывание в созерцании, в состоянии свидетеля (сакши) именуется «видение внутреннего и внешнего» (самьяк даршан).   

Когда мы видим объект, возникает ощущение, будто что-то излучается из глаз и «трогает» объект, а затем возвращается назад, чтобы передать впечатление. То, что выходит — это внимание, концентрированное сознание. Внимание отличается от обычного акта бессознательности тем, что в момент внимания происходит перенос вибрации сознания к объекту с помощью транспортирующей праны. Поэтому акт внимания всегда включает два фактора: осознание и энергию-прану.
Прана и накопление кармы

Кармический след (отпечаток в сознании) остается, когда было привлечено внимание, через глаза вышла транспортирующая прана, и вибрация сознания «прилипла» к объекту, приняв его форму. Затем вибрация возвращается назад, создавая в сознании отпечаток той же формы, который закрепляется там и когда-нибудь проявится.
Принцип возвратного потока
(йога обратного действия)

Для йогина, следующего путем йога-тантры, следует прояснить принцип возвратного потока. Изменить принцип течения энергии — означает сделать поток энергии не нисходящим из центрального канала, а восходящим по центральному каналу.


Овладев этим принципом, йогин сберегает свою жизненную энергию и не подвергается мирским искушениям. Понимание и применение принципа возвратного потока энергии, отличает Мастера от начинающего ученика.   


Принцип возвратного потока означает способность йогина направлять течение праны, которая обычно стремится наружу, к чувственным объектам, внутрь центрального канала.

Любое взаимодействие ума с внешним миром и восприятие чувственных объектов сопровождается движением транспортирующей праны по каналам. Эта транспортирующая прана стремится покинуть центральный канал и, выйдя через энергетический центр, соединиться с воспринимаемым объектом. Такое соединение сопровождается потерей энергии и привязанностью к чувственным объектам.


Великой задачей йогина является научиться не терять транспортирующую прану, возвращая ее в центральный канал. Научившись возвращать обратно прану, йогин может взаимодействовать с чувственными объектами, извлекая из этого пользу.

Начинающий йогин овладевает этим принципом с помощью отречения, концентрации, мудр и пранаям. Опытному Мастеру, чтобы направлять прану в центральный канал, достаточно поддерживать глубокое созерцание.


Принцип возвратного потока легко понять йогину, который научился контролировать сексуальное желание с помощью ашвини-мудры, позы лотоса и «кувшинного дыхания». В обычном случае несведущего человека при сексуальном желании энергия в форме апана-вайю течет наружу, засоряя нади в ногах, делая тяжелым тело и инертным разум.


В случае овладения практиком контролем ветра и йогой возвратного потока, энергия, вместо того чтобы вытекать наружу, начинает наполнять центральный канал и подниматься вверх, вызывая в теле тонкое переживание пустотного блаженства. Применяя подобный принцип к пяти чакрам, йогин овладевает пятью энергиями и пятью элементами в своем теле.

Созерцание — свобода от кармы
«Йога приводит к неразрушимому телу
...когда два дыхательных мешка строго контролируются,
и ты сидишь в медитации непоколебимо,
то тело никогда не разрушается».
Риши Тирумулар «Тирумантирам»,
тантра 3 (728)   

Освобождение от последствий любых действий возникает тогда, когда йогин непрерывно пребывает в недвойственном созерцании. Для этого он должен сесть в семичленную позу лотоса или в другую удобную позу и осуществить принцип «трех неподвижностей»: не давать двигаться телу, мышлению и взгляду.

Сидя в позе созерцания, йогин направляет взгляд в пространство прямо перед собой на расстояние вытянутой руки, стараясь расслабиться, «отпустить себя» и поддерживая бдительность, не вспоминая прошлое и не стремясь к чему-либо в будущем.


В момент такого созерцания возникают два вида внимания: первое идет к объекту, второе — к свидетелю, наблюдающему объект, т.е. к «я». Научившись удерживать такое созерцание сидя, йогин тренируется поддерживать его в движении, при ходьбе, стоянии, лежании, еде, работе и разговоре. Тогда, несмотря на восприятие, грубая прана не покидает центральный канал, а взаимодействие с объектами происходит посредством тонкой праны осознавания, которая не оставляет отпечатков в потоке сознания, поскольку она осознается неотделимой от высшего Источника и является его творческой энергией, игрой, украшением.
Позы в медитации и контроль праны
Уровень медитации прямо зависит от движения главных и вторичных ветров, циркулирующих по нади. Если ветры успокоены, то ум приходит в великий покой и безмятежность. Следует выровнять, выпрямить и расправить каналы.
1. Позвоночник держать прямым, чтобы канал сушумна не изгибался. Прана-вайю движется по центральному каналу, и она будет двигаться свободно. Благодаря прямому каналу сушумна, ветер земли будет подниматься прямо, и тело будет чувствовать в медитации силу и выносливость. Если же отклонять тело вперед, назад, вбок, изгибать, то прана тоже собьется и отклонится.
2. Прана воды (апана), сохраняющая йогину гибкость тела, если входит в центральный канал, дает блаженство в медитации и способствует выделению нектара. Чтобы ввести прану воды в центральный канал, руки кладут в мудру (правую руку кладут поверх левой или на колени на одном уровне), и слегка разводят локти, чтобы отвести плечи.   
3. Контроль огня. Пране огня свойственно подниматься вверх, а праны воды и земли имеют свойство опускаться. Чтобы ввести прану огня в центральный канал, слегка опускают подбородок, это не дает ей подниматься.
4. Чтобы прану воздуха ввести в центральный канал, следует держать неподвижными глаза. Пока глаза движутся, воздух не успокоится. Глаза держат неподвижно, глядя на кончик носа или в пространство перед собой, на ширину четырех пальцев от носа, тогда прана воздуха входит в центральный канал, и ум успокаивается.
5. Губы сложены вместе, между ними есть промежуток. Язык прижат к нёбу.
6. Ноги складываются в позу лотоса, чтобы удерживать апана-вайю.

Методы гармонизации дисбаланса пран
«Если во время болезни активна таттва земли, это означает, что болезнь является результатом прарабдха-кармы (неизбежной судьбы). Если же активен водный элемент, болезнь возникла вследствие нарушения равновесия дош. Активность огня указывает на конфликт с богиней Шакини или наследственный недостаток».
«Шива Свародайя» (315)
Дисбаланс пран возникает в следующих случаях:
~ если йогин интенсивно медитирует, и ум его не пребывает в покое из-за возбужденности, скатился в «опасное ущелье» двойственных мыслей,
~ если он в медитации и созерцании хватается за Пустоту, и дух его теряется в ней,
~ если он усердно работает с ветрами и каналами без Учителя,
~ если он, не умея контролировать праны, подолгу сосредотачивается на верхних чакрах в межбровье и на макушке, чтобы быстро войти в самадхи,
~ если йогин одержим фиксацией на каких-либо умственных идеях, например, о скорейшем достижении Освобождения,
~ если у него доминирует конституция ветра (ватта).
Все эти причины могут привести к тому, что гармония энергий йогина ухудшится, и праны выйдут из баланса. Это называется «расстройство ветра».
 
Признаки дисбаланса пран

~ По утрам сильный тамас (лень, сонливость, апатия),
~ чувствуется усталость, слабость и вялость в теле,
~ в голове чувствуется постоянное расширение, а в животе и половых органах, наоборот, чувствуются пустота и отсутствие энергии,
~ еда не приносит радости, пища переваривается слабо,
~ йогин утрачивает энтузиазм, радость, блаженство, идущие от красной бинду в половых органах, т.к. его связь с этой бинду ухудшилась,   
~ в ушах может быть шум, или возникают видения, голова часто кружится, а тело кажется «несомым ветром»,
~ ум йогина возбужден и беспокоен или мысли словно подавлены,
~ из-за того, что он становится уязвимым для духов, у него возникают скверные сновидения,
~ у йогина возникает отвращение к медитации, он не может выполнять задержки дыхания, асаны, т.к. от них у него усиливается слабость.

Все эти признаки указывают на расстройство ветра - дисбаланс праны, т.е. на утрату йогином связи со своими элементами земли и воды, с красной бинду в половых органах, на избыток у него элементов ветра и пространства.


Методы гармонизации пран

Йогин должен практиковать, чтобы сбалансировать праны, восстановить связь с красной сущностью в половых органах и усилить элементы земли и воды.

Для этого следует держать ум в покое и весьма расслабленным, отбрасывая всякую погоню за достижениями. Есть плотную пищу (допустимо даже мясо), оставить на время медитацию сидя и заменить ее на ходьбу, прекратить практики с телом (асаны, пранаямы, мудры), а заменить на физическую работу телом, находиться рядом с водоемом или работать с землей, чтобы изменить течение пран.
Затем ему следует приступить к устранению дисбаланса праны медитацией «целебного масла».

Также нужно выполнять:
~ практику ходьбы для усиления связи с землей,
~ сидячую концентрацию на двух нижних чакрах и области йонистхана (ниже пупа),
~ интеграцию с элементом земли (сидя и на ходу),
~ интеграцию с элементом воды у водоема (сидя и на ходу).

Полезно больше времени проводить, купаясь в воде и работая в поле, на земле, чтобы физическое тело утомлялось. Также следует делать массаж и заниматься тем, что приятно.

Когда праны восстановятся, следует продолжить концентрацию на двух нижних чакрах, прибавив еще концентрацию на анахата-чакре. После применения методов баланс пран придет в равновесие, тело будет ощущать силу в нижней части живота, а медитация наберет свежесть и силу, и йогин снова воспрянет духом.

http://www.layayoga.ru/prani.php

27
Йога / Грантхи
« : Июня 02, 2017, 09:52:39 am »
Узлы  - грантхи

«Узел Брахмы находится в самом низком месте, узел Вишну — в сердце, а узел Рудры — в центре между бровями. Эти три освобождают».
Махасиддха Матсиендранатх
«Йогавишая Минанатха» (17)

Грантхи — преграды для тонкой праны, это переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и развязать узлы для того, чтобы энергия ветра могла подняться вверх до макушки.

Брахма-грантхи

Этот узел расположен в нашей корневой чакре, в области половых органов. Этот пранический или психический узел блокирует течение кундалини. Брахма-грантхи отвечает за наши привязанности в материальном мире. Связывая наше сознание с чувственным восприятием, он не дает нашей энергии течь выше Муладхары.

Если рассматривать этот узел на уровне психологии, то здесь имеет место быть проблема во взаимоотношениях с деньгами, со страхами, с отсутствием уверенности в себе.

В «Бхагават Гите» сказано: «Когда йог отстраняется от объектов чувств, когда он не стремиться обладать или наслаждаться чем-либо и не связывает свою судьбу с иллюзорным миром, тогда он достигает вершины отречения».

Но отстранение от чувственных насаждений – это лишь первый этап, который необходимо пройти, чтобы стать йогом.

С помощью специальных практик, каждый из нас может преодолеть этот барьер. Но впереди, нас ждет еще два препятствия на пути к себе.

Узел Брахмы находится в муладхара-чакре. Если он не пройден, йогин испытывает сильные грубые желания и клеши (тупость, эгоизм, стяжательство). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством.
Практики для развязывания узла Брахмы: яма, нияма, аскетизм, пратьяхара, ашвини-мудра, мула-бандха, нади-шодхана.

Вишну-грантхи

Это узел, который нашел свое место в Анахата чакре. Он блокирует наш эмоциональный центр, требуя от своего хозяина эмоционального выражения, эмоционального удовлетворения, эмоциональной безопасности. Также в нем скрыты наши персональные привязанности и зависимость от нахождения в обществе тех или иных людей.

Тем не менее, прорабатывая его, мы освобождается от привязанностей. Мы не становимся равнодушными к близким, но мы принимаем весь окружающий мир, как божественную игру. Мы никому не принадлежим, и никто не принадлежит нам! Работая с Вишну-грантхи, мы утверждаемся в одном из правил ямы-ниямы, а именно в Ахимсе – ненанесение вреда окружающим. Понимая, суть Божественной Лилы, открыв свое сердце, мы становимся более лояльны к окружающим нас людям, принимая их такими, какие они есть. Избавляясь от суждения о других, мы очищаем себе дорогу к Высшему Я.

 Узел Вишну находится в области груди (анахата-чакра). Узел Вишну связан с чувством эго, личности, с астральным телом. Пока узел не пройден, йогин подвержен двойственным состояниям: вовне — привязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутри — чувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, форме бога.
Для развязывания узла Вишну применяется практика бхастрика-пранаямы.

Рудра (Шива)-грантхи

Он находится в Аджна-чакре и не смотря на то, что он уже не привязан к физическому телу, является одним из наиболее опасных ловушек для практикующего йогу садхака. Здесь живет наше тонкое эго. Пробудив тонкое восприятие и начав обладать какими-то сверхспособностями, человек может попасть в сети Рудра-грантхи. Погоня за новыми ощущениями и сиддхами может превратиться в настоящий кошмар. Проработав эмоциональную привязанность, привязанность духовную, человек «зависает» на привязанности к своим способностям. По большому счету – это узел власти, так как человек уже постиг многое и его достижения в духовной сфере высоки, единственное, что ему  стоит пройти – это свои сверх силы и способность манипулировать людьми. Не каждый Мастер проходит это испытание. «Пробив» Рудра-грантхи, человек развивает в себе состояние внутреннего наблюдателя или свидетельствования (сакши – санскрит).

Узел Рудры находится в межбровье (аджна-чакра). Пока узел в аджне не развязан, йогин находится в плену двойственных мыслей, не может подняться выше концепций, не понимает принципа осознанности вне мыслей. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам, тонкая привязанность к «я», захваченность Пустотой.
Практики развязывания узла Рудры: анулома-вилома, сахита-кумбхака, концентрация на точке в межбровье (аджна-чакра), медитация Пустоты.
Развязывая узел Рудры, йогин утверждается в каузальном теле, освобождается от влияния пяти элементов.

Как развязать три узла
«Эта задержка, называемая бхастрика, дает возможность развязать три грантхи, поэтому йогин должен выполнять бхастрику».
«Хатха-йога-прадипика» (2.67)
Для развязывания трех основных узлов используется бхастрика-пранаяма. Энергия, генерируемая с помощью бхастрики, раскрывает эти узлы, давая возможность двигаться Кундалини далее. Если у йогина есть ограничения на выполнение бхастрика-пранаямы, он должен усердно упражняться в Шат-чакра-йоге, сосредотачиваясь на точках, соответствующих узлам.

29
Йога / Вайрагья - отрешенность
« : Июня 01, 2017, 10:06:38 am »
санскр.: vāiragya, букв. обесцвечивание, от vi (частица со значением разделения) + rāga - краска, страсть.

отрешенность, бесстрастность, отсутствие тяги к объектам удовольствия. Вайрагья достигается посредством практики тьяги, осознания духовных истин и познания себя как Атмана.

Вайрагья стоит в одном семантическом ряду с такими аскетическими терминами как санньяса, тьяга, паритьяга. Но, в отличие от них, прежде всего означает не физическое воздержание или уход от мира, а такое внутреннее состояние человека, при котором сознание, постигнув бренность земного существования, полностью отстраняется от чувств и объектов этой реальности (становится «эмоционально неокрашенным»). Человек, достигший состояния вайрагьи (вайрангика, вайраги), с одинаковым бесстрастием воспринимает как счастье, так и несчастье; покой и умиротворенность в его сознании не могут быть нарушены никакими внешними или внутренними событиями.
Идея вайрагьи зарождается в период поздних Упанишад (2-й пол. I тыс. до Р. Х.), когда на смену ведийскому идеалу благосостояния в земной или посмертной жизни приходит идеал познания подлинной реальности (см. Брахман), не связанной с этим миром. Свое дальнейшее развитие идея вайрагьи получает в Бхагавадгите. Здесь вайрагья понимается как метод самоконтроля, способ укрощения мятущегося ума, необходимый для освобождения (VI 35; XIII 8). Но в отличие от ведических текстов, где вайрагья рассматривается как шаг к выходу из этого мира, в Гите это, напротив, идеал существования в этом мире. Устами Кришны предлагается концепция «незаинтересованного деяния», согласно которой человек может продолжать активную повседневную жизнь, оставаясь при этом незатронутым ею, внутренне дистанцируясь от всех переживаний. Сохраняя, т. о., состояние вайрагьи в обычной жизни, выполняя свой общественный и религиозный долг (дхарма), человек становится неподвластным закону перерождения (сансара) и достигает конечного освобождения (мокша).
Согласно мнению Шанкары, человек может принять состояние вайрагьи по 2 причинам (Шата-шлоки, 14. 1): на основе жизненного опыта, претерпев несчастья и познав тленность мира, или вследствие изначально дарованного ему божественного знания, откровения. Последователь Шанкары Видьяранья считал вайрагью переходным этапом на пути к санньясе - окончательному уходу от мирской жизни.

30
 Остановка внутреннего диалога именуется в йоге - УНМАНИ. Это предверие и необходимое условие вхождения в состояние Читта Вритти Ниродхах. Термин Читта Вритти Ниродхах - значит "непорождение видоизменений сознания". То есть по-другому сказать - отсутствие ВРИТТИ (волнений) ума, кристально чистое состояние сознания. Состояния УНМАНИ человек может достичь через некоторое время интенсивной практики, у каждого человека это индивидуально.

    Согласно древнему трактату Шива Самхита есть четыре типа садхак (учеников): слабые, умеренные, горячие и очень горячие. Люди не предприимчивые, забывчивые, слабые, ищущие ошибки в учителях, жадные, порочные, любящие сладкое, привязанные к своим женам или мужьям, робкие, непостоянные, болезненные, несвободные, жестокие - это слабые садхаки. С трудом достигают они успеха даже за 20 лет. Они подходят лишь для Мантра-Йоги.

    Умеренные садхаки имеют право на Лайя-Йогу: думающие, милосердные, желающие добродетелей, с приятной речью, избегающие крайностей.

    Горячие имеют право на Хатха-Йогу: с постоянным умом, знающие Лайя-Йогу, независимые, полные энергии, великодушные, преисполненные симпатии, прощающие, справедливые, смелые, полные веры, поклоняющиеся своим Гуру, всегда практикующие Йогу - это Адхиматры, они достигают успеха за шесть лет.

    Очень горячие, имеющие право на все виды йоги: это те, кто имеет огромный запас энергии, предприимчив, знает Шастры, настойчив, свободен от влияния эмоций, кого не легко смутить, кто с ранней юности умерен в еде, управляющий своими чувствами, бесстрашный, чистый, искусный, милосердный, помогающий всем, знающий, способный, устойчивый, удовлетворенный, прощающий, с хорошим характером, религиозный, умеющий хранить тайну, с кроткой речью, миролюбивый, имеющий веру в Писания, полный почтения к Богу и к Гуру, кто не тратит свое время в обществе; свободный от гнетущей болезни, знакомый с обязанностями Адхиматры, практикующий все виды Йоги - он достигнет успеха за три года.

    Отсюда Вы можете заключить, что для успеха в йоге требуется вопрос не "сколько?" а "как?"

    Насколько мне не изменяет память, впервые состояния УНМАНИ мне удалось достичь после четырех лет упорной практики, это где то был 93-94 год. Этот этап у меня ознаменовался как раз и первыми успехами в изучении йоганидры. На то время у меня не было знающего учителя, и я занимался в основном, следуя древним трактатам, и общаясь с такими же практикующими. В то время я выполнял в обязательном порядке в день все шесть шаткарм, 2 часа практиковал асаны, 4 часа пранаямы и до 2 часов созерцательных практик. Изредка созерцания занимали больше времени - до 4 часов. Бывали дни когда практика пранаямы составляла до 6-7 часов. На то время можно сказать мои занятия проходили "и днем и ночью", так как среди ночи меня начинало "выбрасывать" из сна. Я садился, записывал сон или сновидение, и созерцал пустоту, затем через некоторое время я вновь засыпал. Потом вновь следовал цикл созерцания еще несколько раз за ночь. Помню что тогда ночные созерцания составляли самую интересную, и как мне тогда казалось самую важную часть моей жизни. На то время у меня была мания вести дневники , в которые я записывал ВСЕ :), начиная от размышлений над йогой заканчивая 5-15 сновидениями за ночь. И я все очень хорошо помню. Кстати, через лет восемь практики дневников набралась такое множество, что они стали мне мешать, вызывать Вритти, я прям не знал что с ними делать. Мне даже начали снится кошмары, в которых у меня кто то похищал дневники :). Потом в один прекрасный летний день, я пошел далеко в горы с полным рюкзаком дневников и все сжег :). Тогда помню, кроме дневников в большой "Ермак" (такой рюкзак с рамой, если кто помнит) больше ничего не влезло . Ночевать пришлось сидя у костра, благо разжигать в тот раз было чем :).

    И хотя практикую йогу с 89 года, как ни странно, состояния Читта Вритти Ниродхах (ЧВН) мне осознанно удалось достичь только в последние годы (видимо я отношусь к категории "слабых" или "умеренных" садхак :). Помню, что у меня как раз сильно изменилась практика асан, я совершенно забросил пранаяму, переехал с гор, где жил долгое время - в Киев. И как раз проходил обучение у Андрея Лаппы, одного из своих учителей, которому я очень благодарен. Он меня научил многому, особенно правилам выполнения асан, и как асаны делать нельзя. Параллельно я изучал Аштанга-виняса йогу. В Индию поехать никакой возможности не было, благо плоды цивилизации и не требовали теперь этого - были учебные фильмы. Я сосредоточился на практике асан - и выполнял классы Аштанга-виньяссы по 6 часов в день, под видео (руководство Поттабхи Джойса и Девида Свенсона). Может повлияло изменение стиля практики асан, усиленное воздействие на мармы, может другой какой то фактор, может просто пришло время. В любом случае так как тогда практиковались асаны, я уже не практикую и считаю даже, что так даже делать нельзя , но это уже другая история.

    И вот однажды, когда я заканчивал занятие, все и произошло. Хочу сразу успокоить жаждущих - Читта Вритти Ниродхах - является всего лишь базовым состоянием Хатха йоги, искры с глаз не идут :), и никакие сиддхи не наступают. ЧВН просто является неким критерием готовности человека к Раджа йоге. Вы просто, наконец, то СТАНОВИТЕСЬ САМИ СОБОЙ! Когда обуздываются вритти, вы просто сосредотачиваетесь на собственной природе. До этого наша природа имеет форму этих вритти, и мы как бы не являемся сами собой. Обычные люди иногда так проживают всю жизнь... После Читта Вритти Ниродхах приходит БЕССТРАСТИЕ. То есть полное отсутствие желаний обладать чем бы то ни было, и вообще полное ОТСУТСТВИЕ желаний. Правда приходит еще и ЯСНОСТЬ. На чем бы вы не сосредоточились - все становится ясным и понятным, вы как бы зрите в сущность вещей. Длится это правда не долго.

    С практической точки зрения после осознанного опыта Читта Вритти Ниродхах становится проще оперировать обычными человеческими мотивациями (своими) и целыми блоками явлений в своей жизни. Но думаю, это, скорее всего лишь следствие более оптимального использования Центральной нервной системы, вследствие некой "перезагрузки" (matrix reloaded) биокомпьютера. Еще можно сравнить с установкой более продуктивной версии оперативной системы. То, что у обычного человека может занимать всю жизнь, быть далекой целью на многие годы, вы способны сделать за считанные месяцы. Единственное что... вам становится это НЕИНТЕРЕСНЫМ... А еще один нюанс, то, что еще удерживает вас на этой планете - это практика йоги, только это хоть в какой то мере еще интересно. Впрочем, дальше вы просто в принципе делаете то же что и обычные люди, но уже как бы играясь в это, иногда даже вовлекаетесь в события, но уже никогда так глубоко как раньше. Приходит осознанность…

    Единственное, что следует понять начинающему - что нет никаких одинаковых ступеней в достижении состояния ЙОГИ. Все мы немного отличаемся и у всех нас различный ПУТЬ. Единственное что нас объединяет - это постоянство и упорство в практике йоги, и тогда каждый человек достигнет успеха в йоге, в этом нет сомнений.

   


Анатолий Пахомов, 2006

Страницы: 1 [2] 3 4